Воспитание ребенка в православной вере

Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ

 

«Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные ценностные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый, отпечаток на всю их последующую жизнь»

(Основы Социальной Концепции РПЦ, Юбилейный Архиерейский Собор, 2000г)

Семья является важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребенка, социальная адаптация которого опосредована характером внутрисемейных отношений. В специальной литературе неоднократно отмечалось, что условия воспитания в семье ребенка с интеллектуальной недостаточностью не всегда благоприятны для его развития. Именно нарушения в развитии ребенка влияют на внутрисемейные взаимоотношения и формируют особый психологический климат в семье.

Какие же факторы влияют на семейный микроклимат: вопрос в аудиторию…

  • Низкий уровень педагогической компетентности родителей, не позволяющий организовать коррекционно- воспитательный процесс в семье
  • Трудность оценить возможности ребенка и семейную ситуацию, создать благоприятные условия для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью
  • Недостаточность ресурсов в семье, позволяющих адаптироваться к новой жизненной ситуации, справиться с переживаниями и выработать новый стиль поведения

В связи с этим возникает необходимость организации психолого- педагогического сопровождения, которое определяется потребностью семьи в помощи и поддержке со стороны специалистов в разрешении возникающих проблем.

Семейное воспитание детей с ОВЗ- процесс динамичный и сложный, связанный с трудностями объективного и субъективного характера. Семьи, имеющие детей с интеллектуальной недостаточностью, рассматриваются как семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которая нарушает ее жизнедеятельность и не может быть преодолена самостоятельно.

Функционирование данной семьи претерпевает ряд качественных изменений, проявляющихся на нескольких уровнях:

  • Психологическом (изменения в эмоционально- волевой и личностной сферах родителей)
  • Социальном (нарушение супружеских, родительских и экстрасемейных отношений)
  • Соматическом (превышение уровня переносимых нагрузок: как результат перенапряжения у родителей могут возникать различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства)

Такие семьи являются психологически незащищенными и чувствуют свое отличие от других. Эмоциональную реакцию родителей усугубляет и поведение окружающих, давление общественного мнения.

            Вопрос о возможностях семьи противостоять жизненным трудностям, о ресурсах совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ является недостаточно исследованным.

Какие же ресурсы помогают семьям справиться с такой трудностью:

  • Личностные (родительские чувства к ребенку, готовность принимать на себя большие нагрузки, интеллектуальные возможности, волевые качества, стремление к взаимопониманию и компромиссам, стремление и способность «выстоять», «преодолеть»)
  • Семейные ресурсы (сплоченность семьи, гибкость взаимоотношений между родственниками, супружеские отношения, понимание и участие другого ребенка в семье)
  • Социально- ориентированные ресурсы (внешние): помощь и поддержка друзей, адекватное отношение окружающих к ребенку, специализированная педагогическая помощь ребенку, взаимопомощь в общении с другими родителями)

В качестве основных ресурсов, помогающих совладать и противостоять стрессу, рассматриваются: принятие ребенка и естественная родительская любовь, вера в него, творческая сила и резервные возможности личности.

Особенности детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ:

  • Родители глубоко, даже трагически, переживают неполноценность ребенка, жалеют его, окружают чрезмерным вниманием, опекают, освобождают от посильных обязанностей
  • Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков
  • Родители стесняются неполноценности своего ребенка, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений
  • Ребенок с проблемами занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчеркивая его неполноценность
  • Родители не обращают внимание на ребенка, стараясь переложить воспитание  на детский сад или школу.

 (А.Н. Смирнова, 1967)

                  Что же формирует семья в личности ребенка с ОВЗ:

- ощущение уверенности и надежности

- основы личностного развития ребенка

- удовлетворение потребности в самосохранении и самоутверждении

- укрепление физического и психического здоровья

- социализация ребенка, умение общаться с людьми

- формирование нравственных начал

 

3. Понятие «Православный уклад в семье»

«На всех путях, какими ходят люди в мире, не находят они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога и уверенности в Нем Едином»

Преп. Исаак Сирин

Мы сказали про ресурсы, которые помогают семье справиться с трудностями воспитания ребенка с ОВЗ, но откуда черпать эти ресурсы, где их источник? Книги, предложенные современными авторами, навязывают чуждые нам технологии и принципы, которые мы принять не можем. Брать ресурсы и поддержку друзей…они также как и мы приобретают жизненный опыт и могут ошибаться, тем временем ребенок с ОВЗ подрастает, и каждая секунда на счету, потому что то что заложим мы в него в детстве и заложим ли правильно будет влиять на всю последующую жизнь маленького человека. Многие авторы дефектологии говорили о том, что мышление  и восприятие ребенка с ОВЗ можно сравнить с дощечкой, покрытой цементом: взрослый пишет и рисует на ней и ребенок запоминает информацию и как цемент быстро застывает, так и ребенок с ОВЗ запоминает все и очень трудно что-то изменить в его понимании и сознании.

На первом семинаре мы говорили о том, что нравственные ценности и основы жизни мы должны черпать из Евангелия, где Сам Иисус Христос дал нам пример жизни. Так же и ресурсы для преодоления трудностей мы можем черпать из Церкви, которая в свою очередь нам предлагает свою помощь всегда.

Православные люди, которые являются членами Церкви, участниками церковных Таинств, которые воспринимают Церковь и как дом Божий, а себя, соответственно чадами Божиими, переносят духовный опыт жизни в свою семью- которая также называется Малой Церковью.

Почему же родители должны воспитывать своих детей в вере и благочестии:

По словам блж. Августина, дети родителям дарованы Господом и поэтому они прежде всего и строже всех должны будут дать ответ за их души. Проще, конечно, возложить заботу о религиозно- нравственном воспитании на учителей. Но Бог смотрит иначе на это дело. Родителям даровал Он детей, и от них прежде всего Он потребует их обратно. Поэтому они первые и главные воспитатели своих детей, священники же и учителя только их помощники  в деле этого воспитания. Обязанность родителей воспитывать своих детей в самом важном и главном предмете, именно в благочестии и Страхе Божием, не должна прекращаться до тех пор, пока дети находятся под властью родителей.

            Что же касается детей с ОВЗ: воспитывая детей с задержкой психического развития в вере мы открываем для них новые возможности и знания, расширяем их узкие кругозор, сознание и мировосприятие. Новые абстрактные понятия помогают сформировать другой уровень мышления- перейти от наглядно- действенного к наглядно- образному мышлению. Семейное воспитание детей с ОВЗ в вере позволяет их сделать членами Церкви. И много случаев было в жизни, когда дети с особенностями в развитии от частого Причащения Святых Христовых Таин получали исцеление.

Существует такое понятие «Православный уклад в семье».

«Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь. Говоря о детях с ОВЗ, нужно отметить, что они особо подвержены влиянию общества. Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием»

(Иеромонах Серафим Роуз. Православное воспитание и окружающий мир. См.: Опыты православной педагогики. – М., 1993. – С. 203–204.)

На протяжении многих столетий Россия была православной державой, и здесь формировались и крепли христианские традиции воспитания, а главной их хранительницей всегда являлась семья. Здесь жили наши благочестивые предки, завещавшие беречь бесценное сокровище – семью, а теперь мы должны брать пример с них и учиться тем духовным истинам, которые они нам завещали.

Семейные традиции сохранялись веками и передавались от поколения к поколению, а Православная Церковь всячески поддерживала и охраняла нравственные устои, духовное начало в русском человеке-христианине.

Православная вера – это вера в любовь, в добро, милосердие, она за правое дело стоит, доброе прославляет и учит жить в любви, терпении друг к другу.

В чем же причина семейного кризиса? Она, прежде всего, – в ослаблении веры в Бога, в том, что забываются православные традиции семейного уклада жизни, воспитания детей. Ведь именно они помогали создавать крепкую и дружную семью, сохранять ее, а дети, вырастая, становились надежной опорой родителей. Таким образом, для создания, сохранения семьи супругам необходимо строить семейную жизнь на христианской основе.

 

Особенности уклада православной семьи

У Православного современного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог- семья, общественное служение- личные интересы (Брак. Семья. Дети, священник Илья Шугаев)

Бог: семейная молитва, общение с Богом, совместное посещение Богослужений, участие в Таинствах Церкви.

Семья:

  1. Дети- самое большое богатство

Брак верующих, православных христиан, создается для того, чтобы иметь детей, воспитывать как истинных христиан, которые бы служили от всего сердца Господу. Это их основное «дело», основная их забота.

Священное Писание свидетельствует, что дети – самое драгоценное и прекрасное сокровище: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде (когда будут говорить с врагами в воротах) (Пс. 126, 3–5). Для Господа имя «дети» приятнейшее из имен, поэтому, когда Господь милостив, то, разговаривая с молодыми людьми (об этом повествует Священное Писание), он называет их детьми. Дети названы пророком Малахией (2, 15) семенем Божиим, из которого восстанет род Божий (Деян. 17, 29).

В Новом Завете Иисус Христос выражал особую любовь к ним, ласкал, возлагал на них руки и благословлял их (Лк. 10, 16). Дети чисты и незапятнанны, безгрешны, и потому Господь так заботится о них. Поэтому и для родителей дети – самое большое богатство и сокровище, они «живое изображение живого Бога». «Не мы питаем детей, а они нас, потому что ради их невинности Бог дает нам все необходимое.»

Дух семьи, в первую очередь, формирует душу ребенка. Существует непостижимая связь душ родителей с душою ребенка. Детей следует рассматривать как плоды, которые поручено выращивать родителям Самим Богом. «По плодам и узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7, 16–18).

Ян Амос Каменский, выдающийся славянский педагог, епископ, богослов, много трудов посвятил проблеме воспитания детей. Он жил в XVII веке, но как актуальны его советы и сейчас!

«Как скоро мать-христианка почувствует, что Бог, Творец всего сущего, благословил ее быть матерью, то с этого момента она должна усерднее, чем прежде, прилежать к благочестию и прибегать с ежедневными горячими молитвами к Богу о том, чтобы он даровал ей родить того, кого она носит под сердцем, здоровым и благообразным. Матери должны внимательно смотреть за собой, чтобы не нанести плоду какого-нибудь вреда. Прежде всего они должны соблюдать умеренность и диету, чтобы не ослабить плода неумеренной едою и питьем или несвоевременными постами, равно как и слабительными средствами, кровопусканием, простудами и т. п. Поэтому они должны избегать всего этого, пока беременны. Во-вторых, они должны остерегаться, чтобы не споткнуться сильно, не упасть, не ушибиться, не ходить неосторожно, потому что всем этим можно повредить плоду, столь нежному еще творенью. В-третьих, беременная женщина должна следить за своими чувствами, не слишком пугаться, сердиться или поддаваться горю, иначе ребенок будет также боязлив, зол и меланхоличен. Сильный гнев или испуг иногда даже причиняет плоду смерть или уродство, и по меньшей мере слабость здоровья. В-четвертых, мать должна иметь в виду и внешнее поведение, т. е. не быть слишком сонливой, вялой и ленивой; следует, напротив, быть бодрой, свежей, проворной и расторопной на всякую работу. Потому что, какова она будет в это время, таков же будет и ребенок». (Опыты православной педагогики. С. 225).

«…Никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Уже телесный рост идет быстро и сильно, а еще больше душевное развитие. Дитя начинает говорить, у него образуются определенные понятия, оно учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, оно получает вместе с тем понятие о Боге, о своем назначении, учиться различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда. Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего дитяти. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, – то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте…» Священное Писание указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т. е. если человек еще в юности стал на добрый путь, если еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. (Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. О религиозном воспитании детей. С. 5, 9)

  1. Иерархия семейных отношений

Что значит иерархия? Это означает порядок подчинения низших высшим. Христианская семья придерживалась только такого принципа, ведь она – «малая церковь»: дети, в соответствии с заповедями, должны были почитать отца и мать, жена – слушаться мужа, конечно, при условии, что муж не деспот и не заставлял и жену и детей следовать его неразумным прихотям. И послушание и подчинение – все это составляет иерархические семейные отношения. Принцип подчинения младших старшим должен строиться только на любви, доверии, открытости. Все в семье должно быть гармоничным. Оглядываясь назад, в прошлое, можно видеть, насколько крепкими были семьи, где неизменно сохранялся авторитет старшинства. Семья была единодушной, мать говорила детям, а их было много: и 12, и 14, чтобы чтили отца – он кормилец, и, более того, отец должен был видеть своих детей и послушными, и готовыми идти на первый зов отца. Отец – глава семьи, независимо от того, сколько денег приносил и в какой степени он обеспечивал семью. Отец принимал окончательное решение и отвечал за все и за любые последствия после его принятия. Дети знали, что отец – это их опора и защита. И поскольку брак – понятие не экономическое, а духовное, вся семья проникалась и жила в той атмосфере, которую обеспечивали их отец и мать.

Отец и мать ради своих трудных, но любимых детей – жертвуют собой, своим здоровьем, силой, порой и своим самолюбием. Родители дают детям не только хлеб насущный, но и духовную пищу, и делают это с их момента рождения. Так было и так есть в благочестивых семьях. Мать, как никто другой, чувствует свое дитя. Она его успокоит, приласкает, если ребенок не может заснуть, поможет ему, убаюкает. В уходе и воспитании она играет главенствующую роль, ведь у нее связь с ребенком иная, чем у отца. Но отец может трезво оценить какую-то ситуацию, остановить супругу от необдуманных шагов, баловства по отношению к ребенку. Наставления матери действуют на сердце ребенка, никто не может заменить матери, именно она знает душевное расположение и его потребности. При этом слова матери наиболее воздействуют на душу ребенка. Поэтому от нее в большей степени зависит определенный настрой ребенка. В частности, осознание того, что в семье каждый выполняет свое назначение, и дети слушают старших, своих родных потому, что они взрослые. Слово старших во всех житейских ситуациях – последнее, и здесь нет «хочу», «не хочу». Таковы принципы воспитания, передаваемые из поколения в поколение.

Иерархические семейные отношения включают в себя такие элементы воспитания детей, как наказание, принуждение. Нельзя предоставлять детей самим себе – в таком случае вырастают эгоисты, руководствующиеся только собственными интересами. В дальнейшем они не будут осознавать нравственную ответственность за свои поступки, будут неразборчивыми в достижении своих целей. Принуждение необходимо при воспитании детей, чтобы направлять их поступки в нужное русло, направлять волю детей ко благому, таким образом дети приучаются к ответственности, когда требуется выполнение посильных для них предписаний взрослых. Необходимо разумное и умеренное применение принуждения и наказания – это прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.

Наказания могут быть разными: оставление без сладкого, запрещение просмотра любимых мультиков, получения других удовольствий и прочее. Если слова оказываются недостаточными, то необходимы более чувствительные способы. Ведь всякая добрая привычка всегда дается не сразу, но с трудом, принуждением, и даже со слезами. По словам апостола Павла, «всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11). Родители, помните слова из Библии: «если у тебя есть дети, учи их, и с юности нагибай тело их». Таким образом, одной из самых важных задач родителей является воспитание послушания в детях. В Евангелии апостол Лука подчеркивает, что отрок Иисус был послушен своим родителям. Он так пишет о 12-летнем Иисусе: «Иисус пошел и пришел с Иосифом и Мариею Матерью Своею в Назарет; и был в повиновении у них». (Лк. 2, 51). И апостол Павел говорит об Иисусе, уже достигшем мужского возраста, прославляя Его послушание Отцу небесному: «Он послушен был, даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).

Кто хочет иметь послушных детей, сам должен признавать авторитеты: Бога, Церковь, заповеди Божии, законы государства. Если же в семьях господствует дух свободомыслия, неуважения к слову Божию, где о Боге не принято говорить, все отрицается, никто и ничто не уважается, то каким же вырастет в такой семье ребенок? Когда такие родители приводят слова из пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою», то это не воспринимается ребенком серьезно, он просто пропускает все мимо ушей. Что есть послушание? Это подчинение чужой воле. Но чтобы это сделать, нужно иметь уважение к другому человеку, любить его и следовать ему.

В воспитании должны быть строгость, четкость и определенность, но не жестокость. Во всем необходима мера. Никогда нельзя разрешать ребенку то, что разрешать нельзя. И если он не послушается вас, то необходимо применять наказание. Это может быть строгий тон, предупреждение и даже физическое воздействие. При этом гнев – это не выход ваших страстей, а педагогический прием. Это должен быть гнев любящего человека, желающего научить свое чадо, что хорошо, а что плохо. После наказания родителям необходимо показать свою готовность простить.

  1. Ответственность родителей

В семье самым важным остается духовное воспитание детей, необходимо сделать все, чтобы направить их на путь добродетельной жизни в соответствии с евангельскими истинами. Только так ребенок сможет устоять и остаться человеком в мире, который во зле лежит. Многие родители считают главным своим долгом и обязанностью накормить, одеть, обуть ребенка, а остальное само придет. Другие направляют все усилия, чтобы дать ребенку образование, развить его таланты и способности, но при этом не радеют о душе своего чада. Верующие православные родители всегда заботились, чтобы их дети стояли непоколебимо в вере, любили Бога и ближних своих – «как самого себя». И они были спокойны за свою старость – воспитанные так чада проявляли к ним заботу и уважение, не оставляя своих престарелых родителей без внимания. Священное Писание указывает на то, что все должно быть «второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4). В Ветхом Завете приводятся примеры наказания детей за нечестие родителей. Так, Господь говорил пророку Самуилу, что накажет священника Илию, его дом – он, видя, как неблагонравно ведут себя его сыновья, не обуздывал их (1 Цар. 3, 13), он обличал их, но не налагал наказания, и тем погубил себя и своих детей. В Новом Завете апостол Павел резко осуждает нерадение о своих близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). По заповедям апостола Павла, на родителях лежит и материальная и духовная забота о детях. Одним из условий для посвящения в священнический сан епископа ап. Павел полагает хорошее управление домом; епископ должен воспитывать детей «в послушании со всякой честностью»(1 Тим. 2, 4). В пресвитеры может быть посвящен только тот, кто имеет верных детей, «не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тим. 1, 6). Любые благоугодные дела родителей не могут служить им оправданием, если они пренебрегают своими обязанностями по отношению к детям. Оставление детей на произвол судьбы – без должного воспитания и материального обеспечения – не может быть угодно Богу, а следовательно, имеет печальные последствия для родителей. Если, например, дети умирают – родители должны спросить себя; не тяготились ли детьми, не оскорбляли, не проклинали ли их, быть может, не хотели посвятить им свою жизнь.

Каким должно быть христианское воспитание? Об этом пишет Ян Амос Каменский в книге «Школа детства».

«Вола воспитывают для плуга, лошадь для езды, собаку для охоты, потому что эти животныя именно для этого созданы и не пригодны ни на что другое. Человек же, созданный для более высоких целей, должен быть приготовлен к высшему, а именно к тому, чтобы в добродетелях уподобиться Богу, своему Владыке, Которого он есть образ и подобие. Потому что тело, из земли взятое, есть земля, на ней останется и в землю обратится; но душа – от Бога и божественная – имеет свою жизнь в Боге и должна стремиться к Нему. Те родители, которые научают своих детей лишь тому, как они должны есть, пить, ходить, говорить, одеваться, – не исполняют в достаточной мере своих обязанностей, потому что все эти вещи касаются только тела, которое не есть сам человек, но только его жилище. В нем обитает хозяин, т. е. разумная душа, и о нем мы должны заботиться больше, нежели о его жилище».

  1. Родительская любовь

Некоторые родители на своего ребенка смотрят как на игрушку, куклу. Они кормят его, балуют, ласкают, покупают лекарства, когда он болеет, а в остальном позволяют делать то, что он хочет, лишь бы не беспокоил своим плачем. Родители видят в нем лишь забавное существо и считают, что в раннем возрасте – 2–3 года, ему позволительно все: «Вот подрастет и тогда сам поймет, что хорошо, а что плохо». Но вдруг они замечают, что любимый их ребенок – непослушен, своенравен и необуздан. Но слишком поздно. Другие родители оправдывают себя так: «Да ведь это дети, и разве можно строго смотреть на их недостатки?». Такими и подобными суждениями обыкновенно извиняются все детские поступки. Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? Да притом же: дает ли детский или юношеский возраст право на такие поступки? Уважаемые родители, если маленький ребенок знает и скоро это замечает, что своим криком и плачем он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит желаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается.

Но часто, по своей неразумной любви, зацеловывают, заласкивают своих детей – таковы многие мамы. Всякий каприз, всякое желание ребенка удовлетворяются. По своей излишней мягкости они проявляют излишнюю жалость к ребенку. «Любвеобильные» мамочки боятся даже сказать своему чаду что-нибудь строгим тоном и запрещают это делать другим членам семьи – отцу, бабушке или дедушке. Таким образом, ребенок вырастает своевольным и капризным.

Праведный Иоанн Кронштадтский писал, обращаясь к родителям и воспитателям, чтобы они остерегали от капризов своих детей. «Иначе дети заразят сердце свое злобой, рано утратив святую любовь, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз – зародыш сердечной порчи». (Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге. – С. 15). Воспитание ребенка нужно начинать с того, что стараться бороться с его дурными наклонностями, замечать отрицательные черты его характера – леность, хитрость, обман, жадность, жестокость, например, и не допускать, чтобы они развивались. Ребенок уже с самого раннего возраста не должен быть предоставлен самому себе. Дети должны чувствовать, что есть дозволенное и недозволенное. Поэтому разумны и необходимы всякие запрещения, легкие наказания. Во всем нужна умеренность. В этом тоже проявляется родительская любовь. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя, тогда дети почувствуют эту любовь, поймут, что заслуживают наказания, и тогда оно будет с пользой и их исправит. Ребенок должен понять, что недозволенное, сделанное им, или какой-то неблаговидный поступок обязательно повлечет за собой неприятные для него последствия. Следовательно, этого делать нельзя. Таким образом, еще с младенческого возраста он приучается к тому, что в жизни необходимо подчиняться определенным правилам и законам.

Можно любить человека, и своей любовью ему же только вредить. А это будет уже любовь неразумная. Ты любишь своих детей? Так не позволяй им уклоняться с пути правого. Ты видишь, что они начинают сводить знакомство с людьми недобрыми? Ты слышишь, как они повторяют речи непристойные, каких наслушались у своих же порочных товарищей? Останови их властным словом родительским, запрети им строго-настрого знаться с порочными сверстниками. Или ты боишься огорчить их? Не бойся! После они же поблагодарят тебя за это. Только не упускай дорогого времени по пословице: выправляй деревцо, пока оно молодо, вырастет да окрепнет – тогда поздно будет. (Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге. С. 54–55).

  1. Обязанности детей

Священное Писание, или Библия, указывает всем, что «Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою» (Сир. 3, 6). Родительское благословение – это величайшее наследство для детей, и они должны стараться получить его. Приходит время подставить своим старым родителям плечо и позаботиться о них, с благодарностью вспоминая то, что родители делали и чем жертвовали ради своих детей. Те, кто забывает своих родителей, будут судимы Богом как несправедливые и неблагодарные люди.

Если хотите в жизни вашей благополучия, то старайтесь жить согласно заповедям Божиим, а не простым обычаям человеческим. Главная же заповедь в обетовании: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». Неуместные выходки или вспышки перед родителями ни в коем случае неизвинительны.

Долг детей – проявлять всякую благодарность родителям, ведь от них они получили жизнь. Они должны проявлять ее в том, что во всяких нуждах помогать, в старости не оставлять без попечения и заботы. Об этом говорит Священное Писание. В Притчах мы читаем: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; не пренебрегай матери твоей, когда и она состарится». Наше современное общество превращается и уподобляется диким зверям, чудовищам жестоким – ведь сколько родителей терпят от своих собственных детей различные унижения: их сдают в дома престарелых, притесняют, оскорбляют… или просто не замечают. Помнится, несколько лет назад родители знаменитого путешественника, не будем

Все, что греет и питает нас в жизни, греет именно семейственностью. Добрые друзья и сердечный разговор за чаем — это лучик семейной жизни. Материнское слово или отцовский пример — это сокровище, унесенное из детства во взрослую жизнь. Любимый приход или монастырь, поразивший благодатностью богослужения, — это тоже семьи, так как и Церковь — семья, и все мы во Христе друг для друга братья и сестры.

протоиерей Андрей Ткачев