19 ноября- День дефектолога

Кто такой дефектолог?

 

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат.defektus -недостаток)- наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог - специалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особенностей развитие и адаптация в социальной, учебной, профессиональной сферах.

 

Существует несколько дефектологических специальностей:


- Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха 
- Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития 
- Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения 
- Логопед- специалист работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.

Разница между логопедом и дефектологом в том, что логопед занимается развитием речи, а дефектолог развитием интеллекта. 
На консультации дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции. 
После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Для чего нужен дефектолог?

Дефектолог выполняет следующие функции:

1.     Проводит подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению, организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;

2.     Повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы у детей (Восприятие, внимание, память, мышление и др.);

3.     Развивает коммуникативную деятельность детей;

4.     Развивает игровую деятельность дошкольников, и учебную у школьников.

Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком:


-социально- коммуникативных навыков: умение общаться со сверстниками и взрослыми, формирование умения участвовать в сюжетно- ролевых играх, развитие эмоционально- волевой сферы;

 

-формирование элементарных математических представлений;


-формирование конструктивных навыков: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук. 

-ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь. 


-дидактическая игра: специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук.