Игры с материалами М. Монтессори

Классическая Монтессори-среда включает в себя пять различных зон, в каждой из которых расположен свой дидактический Монтессори-материал. Особенность Монтессори-среды в том, что она позволяет ребенку заниматься совершенно самостоятельно, без помощи взрослого: материалы расположены на полках на уровне роста ребенка, а вместо тяжелых столов, стоящих в помещении только в одном, определенном месте, используются низкие легкие столики, которые дети сами при желании могут переставить туда, где им в данный момент комфортнее работать. Также существуют специальные коврики для работы на полу. Постелив такой коврик на пол, и работая на нем, ребенок создает свое личное пространство, в которое без разрешения никто не имеет права вторгнуться.

Пять зон развития

  1. Зону практической жизни. Мария Монтессори считала очень важным обучить ребенка навыкам самообслуживания, так как это развивает его самостоятельность и уверенность в себе. В практической зоне находятся предметы быта, здесь ребенок сможет по-настоящему постирать белье и даже погладить его настоящим утюгом. Он может сервировать стол или нарезать пищу настоящим ножом. Пользование реальными предметами домашнего обихода позволяет осуществлять тот самый контроль над ошибками: только по-настоящему разбив чашку или разлив чай, ребенок наглядно видит свои ошибки и осознает их.
  2. Зону сенсорного развития. Сенсорному развитию Мария Монтессори придает наибольшее значение. Большинство «золотых материалов Монтессори» как раз расположены в этой зоне. Здесь малыш развивает все свои органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Особый навык, который вырабатывается у детей в этой зоне – так называемое «стереогностическое чувство» - способность различать предметы по форме, фактуре, весу, без участия органов зрения, что может оказаться довольно важным в последующей жизни. В этой зоне находятся такие Монтессори-материалы как рамки со всевозможными видами застежек, начиная от пуговиц и заканчивая молнией, розовая башня, красные штанги, различные блоки цилиндров. Все эти материалы знакомят ребенка с понятием величины, учат сравнивать предметы (больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже и пр.)
  3. Математическую зону. В ней находятся такие материалы, как красно-синие штанги, золотые бусины, различные геометрические тела. Все эти материалы помогают малышу познакомиться с понятием количества, знакомят с основами счета и простейшими математическими операциями.
  4. Языковую зону. Здесь расположены материалы, способствующие развитию речи, письменные принадлежности (ручки, карандаши, кисточки). Для обучения основам письма используются штриховки и прописи. Для знакомства с буквами существует наборный алфавит, а также карточки с буквами с неровной поверхностью: шероховатые, рельефные, песчаные. Характерной особенностью развития ребенка в языковой зоне является появление так называемого спонтанного письма, а затем - спонтанного чтения, без какого-либо воздействия извне.
  5. Последняя зона может называться по-разному, но чаще всего её называют «космической». В этой зоне ребенок получает общие представления об окружающем мире, знакомится с основами биологии и географии, с культурой различных народов.

В нашей группе на данный момент, благодаря поддержке грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016» действует «Зона сенсорного развития». В перспективе мы хотим оснастить группу и другими зонами развития.

Особенность Монтессори-пособий в том, что они изготавливаются исключительно из натуральных материалов. В основном это дерево. В группе каждый из Монтессори-материалов находится в единственном экземпляре, такова особенность Монтессори-методики: благодаря этому дети учатся порядку, учатся считаться с другими.